Александр Трохачев продолжает делиться впечатлениями от поездки по зимнику в компании водителя большегруза.
Расскажу об одном из зимников, по которому довелось проехать за рулем тяжелого автопоезда и увидеть всё своими глазами. Добро пожаловать на дорогу Богучаны — Байкит! В переводе с эвенкийского языка Байкит означает «богатое место». Интересно: чем оно богато? Едем из Красноярска на буровую в тайге, в поселок нефтяников на Куюмбинском нефтегазовом месторождении в Эвенкийском районе!
На обычной топографической карте зимники часто не отмечены или обозначены пунктиром. Не каждый год они проходят по одним и тем же участкам — природа частенько вносит коррективы, затапливая и делая непроходимыми отдельные участки местности.
Зимник, о котором идет речь, проложен на удалении около 200 км от падения Тунгусского метеорита. Это та самая аномалия 1908 года, мощнее которой человечество просто не знало: тогда ударная волна от взрыва дважды обогнула Земной шар. На расспросы иностранцев «что это было?» сибиряки отвечают с юмором: одновременно пукнул триллион таежных комаров или «серьезнее»: потерпел аварию корабль инопланетян. Наивные иностранцы верят!
Приближение зимника можно определить даже не по дорожным указателям, а по придорожной инфраструктуре. Чем ближе «уход в тайгу», тем бойчее вам навязывают автомобильный сервис. Предприниматели предлагают купить стальные цепи, дизтопливо, еду и питье, теплые вещи, ломы, лопаты, газовые горелки и все, что душе угодно. Намек понятен: впереди водителя ждут испытания, и лучше к ним готовиться заранее.
Если вы думаете, что зимник — это глухомань без людского духа, то глубоко заблуждаетесь. Да, места эти удаленные, но отнюдь не безлюдные. Уже на ближних подступах дорога до Богучан загружена лесовозами, топивозаправщиками, самосвалами, вахтовыми автобусами. Впечатление такое, будто движется разрозненная автоколонна. Кстати, в Богучанах расположен самый длинный в Красноярском крае — 1600‑метровый мост через реку Ангару. Он покоится на 17 мощных железобетонных опорах и действует с 2011 года.
Перепады температур здесь, говоря языком дальнобойщиков, не детские. Если в полночь на термометре было минус три, то к утру ртутный столбик термометра опустился до –24 ˚С. Водители стали гадать: заведутся грузовики с первой попытки или нет. Завелись! Стоило проехать несколько километров и въехать в тайгу, как мороз стал крепчать, достигнув отметки –33 ˚С. Как-то сами собой улетучились мысли о том, чтобы выйти из кабины на улицу и размять ноги. Да, комаров нет, пыль как таковая отсутствует, но холод — не тетка: замерзнуть можно быстро, а вот согреваться потом придется продолжительное время.
Направление движения на буровую утром самое комфортабельное: солнце светит не в лицо, а в спину. А вот встречным водителям не позавидуешь: все с опущенными противосолнечными козырьками и в темных очках. За очередным поворотом внезапно встаем в затор. Оказывается, поперек дороги раскорячилась шаланда: КАМАЗ с бортовым полуприцепом съехал в кювет. Места для разъезда с ним хватило, но приключения на этом не закончились.
опустошенными баками реагента AdBlue, остановленные для надевания цепей противоскольжения. Худший вариант — задранная кабина на бескапотнике или поднятый капот на «носатом» грузовике: значит, неполадки двигателя. Если помощь нужна экстренная, перевозчики не миндальничают, и поднимают руку или просят помощи по рации.
То здесь, то там по обеим сторонам дороги встречаются брошенные прицепы и спецтехника. Эвакуировать их отсюда или везти на металлолом — все равно, что топить печку денежными купюрами крупного достоинства. Их элементарно бросают, снимая колеса, световое оборудование, электропроводку и все, что можно. В итоге за пределами проезжей части остаются «скелеты динозавров» — только стальные остовы прицепной техники, автокранов, грузовиков и всего, что не смогли «поставить на ноги».
Аналогичная картина брошенных наблюдается в пунктах базирования транспортных средств. На одном из них в одном ряду стояли китайские автокраны. Отработавшие на объектах, после поломок они превратились в доноров запасных частей. Владельцы уверяют, что это выгоднее, чем их ремонтировать, тем более, что подъемная техника окупает себя всего за один сезон.
Местами зимник напоминает таежный «Дакар» — настолько сложно приходится людям и технике, только не в жарком, а в холодном климате. Разница в том, что здесь никто ни с кем не соревнуется, и протоколы по итогам дня по времени и пройденному расстоянию не составляет.
Путь в Богучаны пролегает по ледовым переправам с одного на другой берег реки Подкаменная Тунгуска. Большинство переправ рассчитано на стандартную нагрузку в 40 т. В нее укладываются одиночные грузовики и некоторые образцы дорожно-строительной и специальной техники. Для лесовозных автопоездов и промышленного оборудования есть усиленные переправы с допуском в 70 т. «Бронебойными» считаются переправы с тросово-бревенчатым укреплением и увеличенной ледовой подушкой с полезной нагрузкой в 110 т! По ним перевозят негабаритные грузы буровых установок, гусеничные экскаваторы, неделимые блоки и крупноразмерные строительные конструкции.
Практикой доказано, что техника ломается повсеместно, даже на самых ровных прямых участках пути. А на маршруте Богучаны — Байкит есть очень крутые подъемы и спуски. Достаточно в качестве примера привести два самых известных из них: горы Опечка и Снежная. Эти перевалы суждено было одолеть не всем… Неспроста говорят: случайные люди здесь не задерживаются.
Александр Трохачев