В пятницу, 9-го октября, в рамках итоговой коллегии Министерства транспорта РФ ведомство представило обновленный национальный «дорожный» проект, который, кстати, теперь сменит свое название с «Безопасных и качественных автомобильных дорог» просто на «Безопасные качественные дороги». Проект, в частности, продлили до 2030-го года, включив в него местные дороги в небольших агломерациях.
Напомним: изначально национальный «дорожный» проект, который запустили с 2019-го года, был рассчитан до конца 2024-го года и включал в себя следующие цели-показатели. За шесть лет долю региональных дорог в нормативном состоянии должны были увеличить с 42,4% (на конец 2018-го года) до 50,9%, долю аналогичных дорог в агломерациях — с 42% до 85%.
При этом агломерациями считались города с близлежащими территориями, где в общей сложности проживают больше 200 тыс. человек, а самые крупные из них — Москва и Санкт-Петербург — в проекте участия не принимали.
Из основных показателей также значились снижение в 2 раза мест концентрации ДТП, уменьшение на 10% доли федеральных и региональных трасс, работающих в режиме перегрузки, и сокращение числа погибших в ДТП с 13 до 4 человек на 100 тыс. населения.
В целом же, в национальный проект входили четыре федеральных проекта: «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения» и «Автомобильные дороги Министерства обороны России».
Однако в июле этого года вышел Указ Президента РФ, предусматривающий пролонгацию всех, в том числе и «дорожного», национальных проектов.
Правда, из текста указа можно было предположить, что реализация национальных проектов замедлится, поскольку в нем достижение целевых показателей переносили с 2024-го на 2030-й год, однако «дорожный» проект, судя по презентации Министерства транспорта, наоборот, расширили.
Так, в него, во-первых, включили Санкт-Петербургскую агломерацию, с тем чтобы к концу 2024-го года довести здесь долю нормативных дорог с 69% (в 2020-м году) до 85%, а во-вторых, 51 город с населением от 100 тыс. до 200 тыс. человек и 35 городов на Дальнем Востоке с населением от 20 тыс. человек.
Единственное: во втором случае реализацию проекта начнут только с 2025-го года. Предполагается, что к этому времени средний показатель нормативных дорог в небольших городах составит 50%, а к 2030-му году его поднимут до 85%.
В проекте, кроме того, предусмотрели отдельный показатель для опорной сети региональных дорог. Так, если в целом доля качественных региональных дорог в 2024-м году должна увеличиться до 50,9% (здесь по сравнению с прежними планами ничего не изменилось), а к 2030-му году — до 60% (так сказать, продолжение проекта), то для дорог, входящих в опорную сеть, эти показатели выставлены на уровне 55% и 85% соответственно.
Опорную сеть, как следует из презентации Министерства транспорта, составляют 170 тыс. из 510 тыс. региональных дорог.
В проект также включили программу реконструкции аварийных мостов, которую начнут реализовывать с 2022-го года. Она предполагает, что к 2024-му году в общей сложности капитально отремонтируют 100 тыс. погонных метров сооружений, к 2030-му году — 290 тыс. погонных метров.
Для приблизительного представления: 100 тыс. погонных метров — это около 2 тыс. сооружений. Всего же в России в капитальном ремонте нуждаются как минимум 9,5 тыс. мостов и путепроводов.
Разработаны планы и по строительству/реконструкции путепроводов на региональных, межмуниципальных и местных дорогах: 121 — к 2024-му году, 291 — к 2030-му году.
Что касается остальных показателей, то из проекта исключили ориентиры в виде двухкратного снижения мест концентрации ДТП и уменьшения на 10% доли дорог, работающих в режиме перегрузки.
Однако в то же время его дополнили новыми показателями: для оценки качества выполненных работ будут учитывать оценки граждан (удовлетворенность состоянием автомобильных дорог к 2030-му году должны выражать 60% опрошенных, а уровнем безопасности дорожного движения — 58%).
При этом цель по сокращению числа погибших в ДТП до 4 человек на 100 тыс. населения растянули с 2024-го на 2030-й год. Эксперты отмечают, что в таком случае она становится более реальной и более достижимой.
В национальный проект, кроме того, включили еще два федеральных проекта: во-первых, перенесли в него строительство дорог, сосредоточенных прежде в Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (в плане остались только трассы в рамках развития транспортного коридора «Европа – Западный Китай», в том числе автомобильная магистраль «Москва-Казань»), а во-вторых, предусмотрели цели по модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях.
И поскольку последнее означает также приведение в нормативное состояние контактных сетей и трамвайных путей, из названия национального проекта убрали слово «автомобильные».
Добавим также, что в рамках национального проекта, который прежде сосредотачивался в основном на региональных и местных дорогах, благодаря переносу объектов из Комплексного плана к 2030-му году должны построить и реконструировать 2 855 км федеральных трасс (к 2024-му году — 1 440,5 км), среди которых — 18 обходов городов, и 1 927,5 км (659 км — к 2024-му году) платных дорог.